"Ақмола облысы білім басқармасының Бурабай ауданы бойынша білім бөлімі Атамекен ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа села Атамекен отдела образования по Бурабайскому району управления образования Акмолинской области"

Әлеуметтік желілер

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

«Критериальное оценивание – важный фактор процесса обучения»

16.03.2018

 

 

 

 

 

Педагогический совет №3

 

 

Доклад на тему:

 

«Критериальное оценивание – важный

фактор процесса обучения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Качан Н.Н.

заместитель директора по

учебной работе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

     Ф. Ницше: «Жить- значит

оценивать»

 

Слайд2      Цель:

*     Дать общее представление о новой системе

критериального оценивания.

*     Раскрыть место оценивания в современном

образовательном процессе  как способа

определения степени реализации учебных целей и достижения планируемых

результатов обучения.

 

Задачи:

1.    

Создать мотивацию

к изучению темы, участию в коучинге.

2.    

Познакомить с

суммативным, формативным  и критериальным оцениванием.

3.    

Показать на

практических примерах использование каждого вида оценивания на разных этапах

урока.

 

Уважаемые коллеги, в

последнее время мы все чаще говорим о том, что современный выпускник должен

быть функционально грамотным.

Слайд  3

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но в то же время мы должны

задуматься, а как оценивать грамотность такого ученика, по каким позициям,

критериям? Во все времена существовали

самые различные способы проверки знаний и умений. В процессе исторического

развития менялись лишь формы, приемы выставления отметок, частотность

проведения контрольно-измерительных мероприятий и их содержание, меры

воздействия на учащихся, мотивационные 

элементы и многие другие факторы. А влияет система оценивания на

формирование учебно-познавательной компетентности учащихся?

Слайд 

4  Задачи  оценивания

Слайд    5      Недостатки существующей системы

оценивания

·        

Отсутствуют

четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные

учащимся, родителям и педагогам;

·        

Педагог

выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не

на достижение каждым учеником единых критериев;

·        

Существующая

система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их

усвоения.

·        

Отметки,

выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов

знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не

позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика.

·        

Отсутствует

оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не

способствует высокой мотивации учащихся к обучению.

·        

Трудность

ранжирования результатов средствами пятибалльной оценки.

И кроме этого при всех имеющихся

недостатках найти альтер­нативу пяти­балльной сис­теме пока не удалось. Но как

быть в создавшейся ситуации, ответ на этот вопрос дает введение систему

критериального оценивания.

 

Прежде чем говорить об оценивании имеет смысл

прояснить некоторые ключевые понятия. В частности всегда говорится о том, что

учитель передает знания, учитель транслирует знания. Мы осуществляем важную

функцию, но сегодня во всем мире уже соглашаются с тем, что знания передать

нельзя. Передается информация. Итак, чем же различаются эти два понятия:

информация и знания? И можно ли знания передать? И важной задачей учителя

сегодня является правильное оценивание превращения информации в знания и

умения.

 

Слайд 6

Основу оценочной деятельности учителя образуют три

вопроса:

·       

что оценивать?

·       

как оценивать?

·       

с какой целью

оценивать работу ученика на уроке?

 

Слайд 7

Под системой оценивания понимается  не только та

шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые

отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления

контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по

поводу успешности образовательного процесса.

 Итак,

что же такое оценивание? Оценивание- это сравнение полученных результатов с

нормой или эталоном. Само понятие критериальное оценивание возникло

первоначально в таких сферах как обучение пилотов. Критерий- это эталон. Норма-

показатель большинства. Т.е. мы чему-то учили, некие результаты получили. И

большинство учащихся, то чему мы учили усвоили. И здесь встает вопрос. А если

мы плохо учим? Тогда у нас и норма будет другой.

 

 

Прежде всего, попытаемся определить те функции,

которые выполняет сегодня система оценивания. Их можно выделить три.

1.   

Нормативная

функция включает в себя, с одной

стороны, фиксирование достижений конкретного учащегося относительно

утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые

последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного

заведения, а с другой стороны - административное отслеживание успеваемости

отдельных учеников, школьных классов, уровня их подготовки и качества работы

учителя.

 

2.   

Информативно-диагностическая

функция, включающая осново-полагающие

моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса,

содержательную и эмоциональную рефлексию учащихся, а также педагогическую

рефлексию учителей. Ведь именно оценивание в первую очередь дает пищу для

размышлений на тему, все ли в порядке с образовательным процессом в конкретном

классе, как и по поводу школьного благополучия отдельных учеников.

 

3.   

Карательно-поощрительная

функция, связанная с мотивацией

деятельности учащихся, не требует дополнительных пояснений.

Слайд 8-11

 

 

Слайд 12-13    Принципы

оценивания  Принцип 1

*Цель оценивания не в

определении, кто лучше, а кто хуже, а в создании условий для достижения

учащимися наивысших результатов. *Оценивание является неотъемлемой частью

непрерывного процесса: планирование-обучение- оценивание-планирование-...

Слайд 14-15    Принцип 2

*Оцениваемый и оценивающий должны заранее знать

условия и критерии оценивания, которые должны быть предельно ясными для того и

другого.

Слайд 16-17    Принцип

3

* Условия и критерии оценивания должны быть достаточно

многообразны, чтобы получить наиболее объективную информацию о состоянии

развития ребенка, достижении им ранее запланированных результатов

Слайд 18-19  Принцип

4

•     

Важнейший этап

процедуры оценивания: обратная связь между оценивающим и оцениваемым.

*Не только учитель, но и ребенок должен представлять

себе то, над чем ему необходимо работать в ближайшее время. 

Слайд 20-21    Принцип

5

* Оценивая ту или иную свою способность знать,

понимать или делать что-то, поступать соответствующим образом, ребенок должен

всегда иметь перед собой ролевую модель.

 

Но в последнее время все

чаще говорят о таких понятиях как  оценивание для обучения и оценивание обучения. Чем же

они отличается друг от друга? Могут ли суммативные данные использоваться

формативно?

 

Слайд 22

Формативное (формирующее)

оценивание – это целенаправленный

непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Формативное оценивание

является «неформальным» (чаще всего безотметочным) оцениванием. Оно

основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную

связь «если результаты оценки используются в целях улучшения процесса обучения

с учетом выявленных потребностей, оценка становится «формативной

(формирующей)».

 

Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся

в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач

учителем или совместно с учащимися для улучшения результатов обучения.

Формативное оценивание дает возможность учителю

отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю

корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику – осознать большую

степень ответственности за свое образование.

 

Суммативное

(итоговое) оценивание предназначено

для определения уровня сформированности знаний, умений, навыков,

компетентностей при завершении изучения темы, раздела к определенному периоду

времени. Суммативное оценивание проводится по результатам выполнения различных

видов проверочных работ (теста, контрольной, лабораторной, исследовательской

работ, сочинения, эссе, проекта, устной презентации и т.п.). Отметки,

выставленные за проверочные работы, являются основой для определения итоговой

оценки.

 

Цель суммативного оценивания – констатирование уровня усвоенности знаний и

сформированности умений и компетентностей у учащихся к определенному периоду

времени и определение соответствия полученных результатов требованиям

стандарта.

 

Итак, оценивание, направленное на определение

возможностей улучшения обучения, методов и форм

реализации этих возможностей, является формативным, иначе оцениванием

для обучения (ОдО).

 

Если целью оценивания

является подведение итогов обучения для выставления отметок, процедуры

сертификации или регистрации продвижения обучения, то оценивание по своей

функции является суммативным и иногда называется как оценивание

обучения.

 

Слайд 23  

Практическая  значимость

критериального  оценивания

Слайд 24 Критериальное оценивание

позволяет учителям

Слайд 25 Критериальное  оценивание позволяет учащимся 

Слайд 26 Критериальное 

оценивание позволяет родителям  

Слайд27 При критериальном оценивании развивается

познавательный интерес ребенка, желание учиться, трудиться и быть успешным

 

Это интересно!

Роберт Стейк привел такую

аналогию с двумя этапами оценивания супа: когда повар дегустирует суп – это формативная

оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это суммативная оценка. Другими

словами, формативная оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как

суммативная оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный

продукт в реальном мире.

При условии соблюдения всех этапов

критериального оценивания трудоёмкость и издержки адаптационного периода

окупаются повышением качества знаний у учащихся. Такая система оценивания

исключает неудовлетворительные оценки.

 

Итак, уважаемые коллеги! Проблема оценивания и его

объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед

учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с

помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика

к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в

руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на

пути познания. Особенно это важно на современном этапе, когда мы через

изменение образовательной парадигмы переходим от модели, где учитель находится

в центре учебного процессе к модели, где ученики созидают, а учитель лишь

направляет.

 

Просмотров: 904


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст